2.1. Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
2.2. Учащиеся должны уметь:
2.2.1. Говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
2.2.2. Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
2.2.3. Излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
2.2.4. Правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
2.2.5. Строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научно-публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, на экскурсии, в походе и т.д.);
2.2.6. Отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
2.2.7. Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
2.3. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
2.3.1. Правила произношения и ударений;
2.3.2. Правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;
2.3.3. Правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
2.3.4. Правила орфографии и пунктуации. Не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в именах собственных писателей, ученых, исторических деятелей и др.
2.4. Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
- О письменных работах учащихся общеобразовательных школ.
4.1. Виды письменных работ учащихся.
4.1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения по русскому языку, родному, математике, физике, химии;
- планы статей и других материалов из учебников;
- сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку и литературе;
- составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);
- фиксаций наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения во 2-4 классах, биологии, географии;
- различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных (практических) работ по природоведению, биологии, географии, физике, химии, трудовому обучению в 4-11 классах (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника);
4.1.2. по русскому, родному и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
На текущие контрольные работы по иностранному языку отводится 10-15 минут урока.
4.2. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы;
- в конце учебной четверти, полугодия.
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день в классе следует давать только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, и не допускать скопления письменных контрольных работ к концу четверти, и полугодия. Не проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
- Число и назначение ученических тетрадей.
5.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее число тетрадей:
- по русскому языку в 1-4 классах – по 2 тетради, в 5-9 классах – по 3 тетради, в том числе одна для изложений и сочинений;
- по литературе – 1 тетрадь;
- по математике в 1-4 классах – по 2 тетради (в начальной школе, кроме того, тетрадь на печатной основе), в 5-8 классах – 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии), в 9-11 классах – 2 тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 по геометрии;
- по изобразительному искусству – 1 тетрадь по рисованию;
- по музыке – 1 нотная тетрадь.
5.2. Для контрольных работ по русскому языку, литературе, математике, физике, химии выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками. В 1-11 классах в тетрадях по русскому языку и литературе записывается вид работ и строкой ниже – ее название.
Например:
Диктант.
Пушок. |
Изложение.
В тайге. |
Сочинение.
Моя малая Родина – Сосновоборск. |
5.3. То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.
5.4. В начальных классах в тетрадях для контрольных работ по математике «Контрольная работа» не пишется.
- Порядок ведения тетрадей учащимися.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
6.1. Писать аккуратно, разборчивым почерком.
6.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи, для лабораторных работ по физике и т.п.), класс, номер и название школы, местонахождение школы, фамилию и имя ученика. Тетради учащихся 1-4 классов рекомендуется подписывать по следующему образцу:
Тетрадь
для работ
по русскому языку (или математике)
ученика 4 класса
МОУ «Гимназия № 1» г.Сосновоборска
Смирнова Андрея
Тетради для учащихся I класса подписываются только учителем.
6.3. Соблюдать поля с внешней стороны. Поля в обязательном порядке выделяются в тетрадях по русскому языку и математике в 1-8 классах и в тетрадях для контрольных работ по всем предметам. В остальных тетрадях поля выделяются по усмотрению учителя, если он их использует для рабочих пометок.
6.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранному языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, десятое сентября).
|